В кoнцe прoшлoгo гoдa Toyota выпустилa нa рынoк втoрoe пoкoлeниe вoдoрoднoй мoдeли Mirai, a BMW сo свoeй вoдoрoднoй «элeктричкoй» пoкa oтстaёт. Прoтoтип водородного BMW X5, получившего сложное имя i Hydrogen NEXT, впервые показали публике осенью 2019 года на Франкфуртском автосалоне, весной прошлого года BMW рассекретила его техническую начинку, а на этой неделе сообщила, что приступила к полевым испытаниям водородного кроссовера, в ходе которых оптимизирует характеристики его силовой установки под различные дорожные и климатические условия.
Примечательно, что несмотря на затянувшуюся пандемию COVID-19 и все связанные с ней ограничения, BMW сохраняет заявленный в 2019 году таймлайн и собирается начать мелкосерийное производство i Hydrogen NEXT в 2022 году. Сколько именно экземпляров будет выпущено и как они будут распространяться (в розницу, в лизинг или по подписке), пока неизвестно.
Массовыми водородные автомобили могут стать только при интенсивном развитии сети водородных АЗС. Из-за дороговизны и высокий требований к безопасности таких заправок строить их можно только при поддержке государства и сейчас европейские власти медленно, но верно, несмотря на стоны со стороны концерна VW, разрабатывают программы финансирования водородной энергетики и водородных заправок. Если всё пойдёт по плану, то уже во второй половине этого десятилетия водородные машины, как коммерческие, так и легковые, смогут стать более-менее массовым явлением.
Камуфляжные наклейки на прототипе BMW i Hydrogen NEXT ничего нового не скрывают, снаружи он мало чем отличается от обычного Х5. Некоторые компоненты силовой установки позаимствованы у Toyota. BMW не говорит какие именно, но догадаться несложно: характеристики занявшего место ДВС электрохимического генератора немецкого кроссовера (пиковая мощность — 125 кВт или 170 л.с.) очень близки к таковым у Toyota Mirai, компоновки двух машин тоже схожи.
Водород хранится под давлением 700 бар в двух баллонах, расположенных в пределах колёсной базы, их полная заправка занимает 3-4 минуты. Единственный электромотор мощностью 275 кВт (374 л.с.) вращает задние колёса, над ним расположена компактная буферная АКБ. Понятно, что полная мощность электромотора доступна только кратковременно и при условии достаточного уровня заряда батареи. Динамические характеристики и запас хода на одной заправке пока не разглашаются.
Ранее на этой неделе компания Jaguar Land Rover впервые показала свою водородную силовую установку, имплантированную во внедорожник Defender. В апреле водородную «начинку» для коммерческих фургонов представила корпорация Stellantis.