К: Вo врeмя сoвмeстныx рeйдoв с сoтрудникaми ГИБДД прoвeряeтe ли Вы, кaк прoвoдятся мeдицинскиe oсмoтры вoдитeлeй?
СЛ: Кoнeчнo. Вo врeмя прoвeдeния внeплaнoвoй прoвeрки 7 из 20 aвтoшкoл вo Влaдимирскoй oблaсти мы были удивлeны, чтo пoчти 10% мaстeрoв вoждeния внезапно не вышли на работу, узнав, что их состояние здоровья будет проверяться не фельдшером, а с использованием телемедицины. Руководители автоколонн и медики показали нам горы бумаг, которые необходимо заполнять и архивировать. На рейдах с представителями профсоюза «Таксист» и ГИБДД увидели в бардачках некоторых водителей путевые листы, заполненные на 3-4 дня вперед. Это тревожный сигнал, учитывая, что мы проверяли всего несколько автоколонн.
Сейчас ситуация складывается так, что все на уровне пещерного века, даже не отслеживается у водителей динамика артериального давления. При том что вроде бы нормальный показатель 140/80 для гипотоника – это критическое состояние. В Госавтоинспекции отсутствует единая база данных о водителях, которые имеют отклонение в состоянии здоровья и склонны к употреблению наркотиков, спиртных напитков и даже ранее лишались водительских удостоверений. Такое ограничение связано с принятием закона о медицинской тайне. Но у контролирующих органов в этой цепочке не должно быть тайн, не должно быть водителей с состоянием на гране фола. На скорости 60 км/ч автомобиль проезжает почти два десятка метров, и если водитель хоть немного заторможен, то он может «собрать» вереницу автомобилей. От его секундного состояния зависит жизнь и здоровье других людей.
К: О каком количестве водителей идет речь?
СЛ: Сейчас мы рассматриваем вопрос о 5-6 миллионах профессиональных водителей грузового и общественного транспорта. Профессиональный водитель четко должен понимать и уметь, как совершить маневр, соблюсти правила обгона, правильно спрогнозировать поведение других транспортных средств. Необходимо учесть, что автошколы недостаточно качественно подготавливают водителей и выпускают теоретиков, так как 70% обучения занимают теоретические дисциплины. Закон о телемедицине позволил бы ограничить выезд на дорогу водителей, которых нельзя допускать к управлению по состоянию здоровья, и тем самым уберечь большое количество людей. И речь идет не только об алкогольном опьянении, существует множество опасных состояний. А сейчас только при обмене водительского удостоверения раз в 10 лет проверяют допуск на право управления ТС.
К: Министерство по чрезвычайным ситуациям разворачивает мобильные пункты обогрева с первой помощью на федеральных трассах в снежные бури. Может ли Минздрав организовать что-то подобное, хотя бы летом, в жару?
СЛ: На Чуйском тракте в Алтайском крае впервые увидели пункты медицинской помощи, в которых водители частных автомобилей могут остановиться и проверить свое состояние здоровья и своих пассажиров. Региональные власти их организовали в местах, где был зафиксирован рост ДТП. В Общенациональной Ассоциации автомототуризма и караванинга считают, что в целях безопасности такие пункты должны быть везде, где есть необходимость, и готовы принять в этом участие.
Состояние здоровья нужно проверять на маршруте, когда стало невыносимо жарко, сердце «заколотилось» и некому оказать содействие, когда резко «подрезали» хамы-водители, почувствовали головокружение от духоты и паров газа. В любой момент, как только водитель почувствовал легкое недомогание, он должен прекратить движение и проверить свое состояние в организованных и оборудованных медицинских пунктах. Мы надеемся, что депутатский корпус ускорит решение о принятии законопроекта о телемедицине для водителей. Повторюсь, жизнь пешеходов и водителей в опасности, и одна из главных мер, которая позволит снизить гибель людей на дорогах, – это проверка состояния здоровья водителей с помощью современных технологий.