Глoбaльнaя стрaтeгия рaзвития прeдусмaтривaлa oргaнизaцию выпускa Seres SF5 в СШA нa куплeннoм у кoмпaнии AM General зaвoдe в гoрoдe Мишaвaкa (штaт Индиaнa), кoтoрый рaньшe сoбирaл нa кoнтрaктнoй oснoвe внeдoрoжники Hummer H2 и минивэны Mercedes-Benz R-клaссa. Oднaкo вeтeрaн GM Джeйсoн Тeйлoр, нaнятый китaйцaми для упрaвлeния SF Motors, сообщил своим работодателям, что запуск Seres SF5 в США дело рискованное и дорогое, особенно в условиях бешеной конкуренции в сегменте SUV и с учётом того факта, что Seres SF5 существует пока только в гибридном варианте. Тейлор предложил китайцам зайти на американский рынок с другой стороны — через коммерческий сегмент, где электромобилей пока очень мало и спрос опережает предложение. Так появилась новая компания Electric Last Mile Solutions (ELMS), причём в формате стартапа, так как нужного количества денег для её финансирования у Sokon сейчас нет.
Чтобы привлечь инвесторов, ELMS оперативно вышла на биржу через механизм SPAC и летом прошлого года начала оснащать площадку в Мишаваке оборудованием, необходимым для выпуска электрических фургонов. Изначально компания хотела локализовать в США полукапотный фургончик EC36, что выпускает в Китае DFSK Motor (совместное предприятие Dongfeng и Sokon), но, видимо, из-за внешней схожести с Ford Transit прошлого поколения и боязни юридических осложнений от этой машины отказались. В итоге в производство пошёл Wuling Rongguang/EV50 того же класса, но с более самобытным дизайном.
В Мишаваку китайские фургончики, получившие имя Urban Delivery, прибывают в виде машинокомплектов, а дальше происходит классическая отвёрточная сборка. Старт производства случился в сентябре, первые собранные экземпляры уже отгружены первому крупному клиенту, а именно торговой компании Randy Marion Automotive Group, заказавшей себе сразу тысячу электрических фургонов. В дальнейшем на заводе в Индиане планируется более глубокая локализация фургонов Urban Delivery и добавление в линейку более тяжёлых бескапотных грузовиков Urban Utility — их запустят в производство в следующем году. К концу 2024 года американский завод ELMS хочет выйти на мощность 100 тысяч машин в год.
Теперь, собственно, несколько слов об ELMS Urban Delivery. Этот фургон имеет 4496 мм в длину, 1626 мм в ширину и 1905 мм в высоту, колёсная база — 3048 мм. При снаряженной массе 1557 кг он может взять на борт 952 кг груза объёмом до 4,84 кубометра. Запас хода на одной зарядке — до 200 км. Прочие технические характеристики компания не публикует. Стоит ELMS Urban Delivery от 27 тысяч долларов с учётом федеральной субсидии в размере 7500 долларов для начинающих производителей электромобилей.
На этой неделе ELMS объявила о партнёрстве с калифорнийским стартапом Ample, занимающимся технологией быстрой замены батарей на электромобилях. Вместе ELMS и Ample готовят коммерческое предложение EaaS (Energy-as-a-Service) для потенциальных владельцев Urban Delivery в виде возможности покупки фургонов без батарей. Предполагается, что владельцы будут брать батареи в аренду и за считанные минуты менять разряженные батареи на заряженные на специальных станциях. Получается, что можно сэкономить на покупке и при этом не тратить время на зарядку. Пилотный демо-проект EaaS будет запущен в Сан-Франциско уже в этом году, а его полноценный коммерческий запуск намечен на следующий год.
1 / 8
2 / 8
3 / 8
4 / 8
5 / 8
6 / 8
7 / 8
8 / 8
Преимущество ELMS состоит в том, что её фургоны уже вышли на рынок, тогда как автогиганты вроде Ford и GM только готовятся начать производство своих электрических коммерческих машин, а стартапы вроде Rivian и Canoo имеют более долгий график запуска. Другое дело, что Urban Delivery — это явно устаревшая, примитивная машина, не имеющая современных систем безопасности. Но с миссией застолбить для ELMS место на американском рынке Urban Delivery вполне может справиться, а там, глядишь, китайские товарищи подгонят более современные модели.