Китaйскиe прибoры, бeзуслoвнo, имeют прaвo нa сущeствoвaниe и кoгдa-нибудь oбязaтeльнo дoбeрутся дo скoль-либo приeмлeмoгo кaчeствa. Eсли срaвнивaть с тeм жe китaйским aвтoпрoмoм, кoтoрый ужe дaвнo нe тoт, пoскoльку рaдикaльнo улучшил свoe кaчeствo, тo нынeшниe пoдoгрeвaтeли из Пoднeбeснoй выглядят кaк Чeри Aмулeт лeт 10-12 нaзaд. Пoмнитe тaкую мaшинку? Oдин из пeрвыx бoлee-мeнee мaссoвыx «китaйцeв» нa рoссийскoм рынкe, кoтoрый при удaрe умeньшaлся в рaзмeрax вчeтвeрo, a без ударов сгнивал «в траву» за несколько лет…
Подогреватель подключен к баку, в нем горит топливо… Запас надежности и предусмотренные защиты от любых мыслимых и немыслимых неисправностей в таком оборудовании должны быть по меньшей мере тройными! Сложно представить, что, пребывая в здравом уме, можно имплантировать такой прибор от производителя, не имеющего имени, в собственный автомобиль… Да, повторимся, когда-то все изменится, и доверие появится, но сегодня добровольно становиться бета-тестером такой продукции за собственные, пусть и не слишком большие, деньги – спасибо, не надо…
Россия
Отечественные предпусковые подогреватели для легковых автомобилей – это в первую очередь устройства линейки «Бинар», которые выпускаются в Самаре и довольно успешно повторяют концепцию развития европейских производителей в плане выбора характеристик и формирования модельного ряда. Еще не так давно самарские предпусковые котлы были сущими «франкенштейнами» на вид и представляли собой несколько блоков, соединенных шлангами и проводами, однако сегодня они добрались до моноблочной схемы и делают широкий ассортимент весьма компактных и технологичных устройств. Помимо базовой комплектации с таймером и возможностью подключения к сигнализации, у отечественных подогревателей существуют и версии с управлением с телефона или смартфона. Что важно: в отличие от китайских, все модели наших котлов представлены как в дизельном, так и в бензиновом варианте, с равноценной надежностью и безопасностью.
Подогреватель жидкостный предпусковой BINAR-5S-COMFORT (дизель) в комплекте с модемом SIMCOM
Единственно, наши несколько прожорливее европейских – скажем, пятикиловаттные модели расходуют на бензине 0,7 литра в час, на дизельном топливе – 0,62 литра. «Европа» же поэкономичнее – та же Webasto сжигает 0,45 литра в час на любом топливе. За три зимних месяца при запуске дважды в день российский подогреватель съест на 15 литров топлива больше – в средней полосе это некритично, хотя где-нибудь в Сибири, где котлом пользуются полгода, да по нескольку раз в день, это уже будет другая цифра…
Надо признать, что сегодня качество российского оборудования достигло весьма высокого уровня, хотя несколько лет назад эволюционный путь проходился разработчиками совместно с покупателями, добровольно бравшими на себя обязанности бета-тестеров. В итоге частые отказы воздушных нагнетателей, топливных насосов, свечей и других компонентов привели к постепенному переходу в ответственных узлах на импортные (к слову, более дорогие) комплектующие. Помпа для антифриза – Bosch, свечи накаливания – Denso или Kyocera, топливный насос – Thomas Magnete, датчики и электроника – STM, Infineon и т.п. Как и почти любая российская техника, отечественные предпусковые подогреватели давали простор для творчества любителям улучшить не слишком удачную конструкцию. К примеру, известны истории, когда автовладельцам приходилось сверлить в воздушных нагнетателях подогревателей дырочки для слива конденсата – без них влага замерзала и заклинивала крыльчатку… Впрочем, сегодня это, кажется, осталось в прошлом.
Европа
Ставшая именем нарицательным в сфере предпусковых подогревателей немецкая марка Webasto – это натуральный «мерседес» в своей сфере; комплекс технологий, отработанных до совершенства. Компания основана в 1901 году, первый предпусковой подогреватель представила в 1949 году, а серийно поставляет их для легковых автомобилей с 1965 года. То есть, даже по самой нижней планке – более полувека опыта разработки и создания устройств такого типа! Штатные родные подогреватели, устанавливаемые в модели многих марок непосредственно на конвейере, – это практически всегда Webasto. Mercedes, Volkswagen, Range Rover и многие другие – в комплектации с подогревателем под капотом вы наверняка встретите Webasto по причине высочайшего уровня безопасности и защиты оборудования. Ну и еще одной сильной стороной является, собственно, сборка – в этом вопросе немцы консервативны и даже ортодоксальны, упорно не соглашаясь перевести завод в Китай. Все предпусковые подогреватели Webasto производятся в городе Нойбранденбурге, что на севере страны.
Китайские модели пока конкурентными нельзя назвать в принципе – слишком рано. С ними рискуют иметь дело разве что рукастые хоббийщики, для которых важен не результат, а удовольствие покопаться с техникой, поустранять проблемы и доработать заводскую конструкцию. Поэтому выбор предпускового подогревателя сегодня – это выбор между отечественными и европейскими моделями. Российские предпусковые подогреватели набрали изрядную популярность и очень неплохо раскрутились несколько лет назад, когда они удачно «выстрелили», победив детские болезни и сыграв на резком разрыве в цене с европейскими агрегатами. Скажем, лет пять назад четырехкиловаттный Webasto Top Evo стоил 32 000 рублей и не имел даже таймера для включения в комплекте – он продавался отдельно и стоил 5 000 рублей (модель же с мощностью 5 киловатт стоила уже 43 тысячи!). Отечественный «Бинар-5» в свою очередь весьма выигрышно смотрелся на фоне дорогих немцев с ценой 17 000 рублей, имея таймер в комплекте и мощность 5 киловатт…
Подогреватель жидкостный предпусковой Webasto Thermo Top Evo Family
Сегодня же цены неприлично сблизились, и очевидная когда-то выгода постепенно исчезла… Если говорить об оборудовании без установки, то Webasto Thermo Top Evo Start стоит 30 000 рублей, а схожий по характеристикам «Бинар-5» – 25 000-26 000 рублей. Разница несущественная, в 4-5 тысяч… Оба пятикиловаттные, оба с таймерами в комплекте и готовые для подключения удаленного управления. Монтаж подогревателя на автомобиль также сопоставим по цене, поскольку и российский, и немецкий котел устанавливается идентично, с одними и теми же трудозатратами. Ну, правда, наш поставят на пару тысяч дешевле – как правило, это связано с ценой и качеством разных сопутствующих мелочей: хомутов, болтов, уголков и иных кронштейнов. Эта мелочевка не идет в комплекте подогревателей, поскольку на разных моделях машин конфигурация монтажа отличается. Но с отечественными подогревателями все вышеупомянутое покупается просто на авторынке, а сертифицированные установщики немецкого оборудования берут такие расходники у дилера, со строгим контролем качества. Подогреватель – недешевое оборудование, и в Webasto тщательно следят, чтобы надежность не пострадала от ерунды вроде хлипкого китайского хомута на шланге!
Кстати, есть ситуации, в которых европейские предпусковые подогреватели практически безальтернативны. Как правило, это касается установки подогрева на современные модели премиальных марок наподобие Mercedes или BMW, с развитыми цифровыми шинами. Установить предпусковой котел на такую машину в простейшем аналоговом режиме запуска нельзя. Заработает, но сведет с ума умную электронику автомобиля… В этих случаях применяют специальные электронные модули сопряжения – для российских же подогревателей подобных модулей просто нет…
Правда, будем откровенны: несущественные различия в цене на российские и немецкие подогреватели в основном касаются базовых версий с самым простым таймерным управлением, рассчитанных на подогрев исключительно двигателя. В моделях с индексом «Comfort», которые греют и двигатель, и салон, а также комплектуются модулями удаленного управления через телефон, немецкие модели оказываются заметно дороже российских… Впрочем, установку предпусковых подогревателей Webasto класса «Comfort» обычно заказывают на машины уровнем выше среднего, так что затраты не столь ощутимы и вполне сопоставимы с общими затратами на владение и эксплуатацию.