Ну, и нa тoм спaсибo. Eщё oднo нeбoльшoe визуaльнoe oтличиe eсть у этoгo жe рeмня в цвeтe шнурoв кoрдa (пo-русски – нитoк). У всex рeмнeй oни бeлыe, у этoгo – пoxaбнo рoзoвыe. Мoжeт, тaк будeт крeпчe?
Oстaльныe три рeмня выглядят пoчти oдинaкoвыми. Гoвoрю «пoчти», пoтoму чтo, взяв oдин из ниx в руки, нeльзя с тoчнoстью скaзaть, oригинaл этo или пoддeлкa. Я бы, вo всякoм случae, oтличить иx нe смoг, eсли бы нe знaл, чтo пoд нoмeрoм «1» у нaс рeмeнь oт дилeрa.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Ну, xвaтит иx рaзглядывaть. Нaчнём прoвeрять их способность долго и счастливо работать под капотом какой-нибудь Тойоты с мотором 1ZR-FE.
Тянем-потянем
Само собой, первым делом пришла в голову мысль порвать эти ремни и посмотреть, какой из них наиболее прочный, а какой рвётся быстрее всех. Так и поставим задачу в лаборатории. Конечно, можно было бы ещё замерить растяжение ремня перед обрывом, но это нам ровным счётом ничего не даст, потому что в моторе ничто и никогда не тянет ремень с усилием килограммов в 800. Конечно, со временем ремень растянуться может, но происходит это по другим причинам, смоделировать которые заметно сложнее (тут надо уже проводить серьёзные ресурсные испытания с созданием условий работы, а это слишком муторно). А вот сила, при которой ремень порвётся, даст нам некоторое понимание его прочности. При этом абсолютные цифры ни в ньютонах, ни в килограммах, ни в других единицах нам тоже не очень интересны: эти значения трудно оценить. Поэтому нам любопытно только одно: сравнительные значения разрушающей нагрузки для всех четырёх образцов.
Исходя из этого, собираем все наши образцы, хватаем фотоаппарат и едем в серьёзное учреждение – ЛСКМ ПКТИ ООО ФПГ «РОССТРО», что на русском языке означает «лаборатория сварки и контроля качества металлов, пластмасс и сварных соединений проектно-конструкторско-технологического института в составе ООО Финансово-Промышленной Группы “РОССТРО”». Тут, правда, нет ни слова про приводные ремни, но это не так важно. Важно, что в лаборатории есть чудесная испытательная машина – ИР-1000-1М-1.
Это так называемая разрывная машина, которая нужна для «испытаний образцов материалов (изделий) твердостью до 42 HRC на растяжение при статических режимах одноосного нагружения и нормальной температуре согласно стандартизованным методам испытаний материалов (изделий) по российским и зарубежным стандартам». То, что заключено в кавычки, я украл из описания машины, потому что сам так сложно говорить не умею. В общем, суть понятна: разрывная машина будет растягивать ремни, пока они не порвутся. На выходе мы получим значения разрушающей нагрузки для каждого образца в ньютонах.
Итак, ставим первый ремень. Барабанная дробь! На значении 11850 Н слышим негромкий «хрясь», и ремень рвётся. Вот график нагрузки.
Пятизначные числа воспринимать довольно сложно, поэтому переведём их в килограмм-силы кгс. Так будет немного проще. Получаем число 1208,4 кгс. Как переводить одну величину в другую, не спрашивайте: не хочется отвлекаться на скучную физику.
Напомню, что это был оригинальный ремень, купленный у дилера. Что ж, это будет эталонным значением, других стандартов у нас нет.
Заряжаем в разрывную машину второй ремень. И смотрим график.
7350 Н или 749,5 кгс. Да, это даже близко не оригинальные 1208,4… В принципе, именно этот ремень хотя бы как-то отличался от трёх остальных внешне. Как выяснилось, его это не спасло. Он оказался в 1,6 раз слабее. То есть, он более чем в полтора раза уступает оригиналу. Это прямо-таки провал. Утрём слёзы и вставим третий ремень. И опять смотрим график.
Тут у нас всё заметно лучше: 10210 Н или 1041 кгс. До оригинала не дотягивает, но всего на одну пятую часть. Вроде немного, но если оригинал прослужит условные сто тысяч километров, то этот порвётся на 80 тысячах. И это станет очень неприятным сюрпризом. Особенно где-нибудь на трассе.
Может, четвертый ремень объяснит, в чём прелесть экономии? Нет, не объяснит.
9430 Н или 961,6 кгс. Этот ремень не дотянул до оригинала сразу на четверть условного пробега. Он вместо условных ста тысяч прослужит чуть больше 75. И это ещё более грустно.
На этом издевательства над ремнями не заканчиваются, хотя выводы уже можно сделать вполне определённые. Приступим ко второй части Марлезонского балета.
Под соусом «а-ля oil»
Вторая часть требует некоторого пояснения. Никогда не интересовались, как проверяют некоторые технические жидкости на агрессивность по отношению к резинотехническим изделиям? Проверяют их просто. Берут набор одинаковых изделий (каких-нибудь пыльников или чего-то подобного), взвешивают и заливают их разными жидкостями. По прошествии многих часов (иногда после нагрева) изделия вытаскивают, протирают и взвешивают повторно. Чем больше это изделие распухло в жидкости, тем более эта жидкость агрессивна.
Есть ещё и обратный эксперимент: разные изделия (то есть изделие одно, но от разных производителей) купают в одной и той же жидкости. И чем больше это изделие набрало веса, тем менее оно стойко по отношению к жидкости. Вот такой эксперимент мы и проведём с нашими ремнями.
Больше всего ремни боятся моторного масла, и все знают: если оно попало на ремень, последний нужно менять. Но делают это, конечно же, не всегда. Наверное, где-то во Вселенной Marvel так и поступают, но в нашей горемычной системе часто не обращают на это внимания. Поэтому интересно узнать, какое из изделий лучше выдержит испытание маслом.
Отрезаем одинаковые по длине фрагменты ремней и взвешиваем их. Первый, второй и четвёртые образцы по весу не отличаются – они все по шесть граммов. А вот третий почему-то весит семь. Но его и резать оказалось сложнее всего.
1 / 8
2 / 8
3 / 8
4 / 8
5 / 8
6 / 8
7 / 8
8 / 8
Пока это ни о чём не говорит. Взвешиваем наши наши кусочки, затем заливаем соусом «а-ля oil» (маслом, если по-русски) и оставляем при достаточно низкой температуре в 30 градусов на 60 часов. Ждать, конечно, долго, но Землю не за день слепили, и даже Москва, говорят, не сразу строилась.
Итак, первоначальный вес составлял 6 граммов для каждого из образцов, кроме третьего. Он получился весом в 7 граммов. После двух с половиной суток купания в масле достаём наши кусочки ремешков. Интересующемуся взгляду предстаёт такая картина.
Внешне первый образец не изменился (напомню, это оригинальный ремень). Его вес составил 8 г. То есть, он прибавил два грамма. И, что важно, полностью сохранил форму.
Второй образец изогнулся и распух, как утопленник. И в весе прибавил три грамма. Он стал лидером не только по самой низкой надёжности на разрыв, но и на умение контактировать с агрессивной средой.
Третий образец изначально весил чуть больше других (7 г против 6 у всех остальных), но набрал только один грамм. Его можно было бы похвалить, если ли бы он сумел сохранить свою геометрию. Но его тоже растащило во все стороны. И это грустно.
Четвертый образец потяжелел сразу на три грамма и тоже очень сильно распух. Чуть меньше, чем второй, но тоже безобразно.
Вот тут можно убедиться, что все три неоригинальных ремня испытания маслом пройти не смогли. И только ремень, купленный у дилера, оказался к маслу равнодушным. Образец, купленный у дилера, нижний. Далее наверх по порядку идут второй, третий и четвёртый на самом верху.
* * *
Очень жаль, что приводные ремни всё чаще становятся жертвой экономии на обслуживании автомобиля. Понятно, что без генератора или кондиционера до дома добраться часто можно. Но ведь без помпы далеко не уедешь. Обрыв ремня гарантированно приведёт к быстрому перегреву мотора. А сильный перегрев приведёт к необходимости расточки или замены блока, что более вероятно в случае с мотором 1ZR-FE или 2ZR-FE. Само собой, стоимость этой операции многократно превышает стоимость покупки хорошего оригинального ремня.
Ни один из ремней не смог сравниться с оригинальным. Все они прошли испытания хуже. Однако самое обидное, что все ремни были куплены именно как оригинальные, но три из них оказались подделкой. Жаль, что ничего удивительного в этом нет – подделывают всё: и ремни, и упаковки. Сейчас очень трудно гарантировать оригинальность детали, купленной не у дилера. Понятно, что там будет дороже, чем в интернет-магазине. Но рисковать мотором… Я бы не стал.