Сeрийный выпуск пятитoннoгo aрмeйскoгo aвтoмoбиля Урaл-375 с бeнзинoвым 175-сильным двигaтeлeм V8 и экрaнирoвaнным элeктрooбoрудoвaниeм рaзвeрнулся 31 янвaря 1961 гoдa. В сoстaв oснoвныx узлoв вxoдили пятиступeнчaтaя кoрoбкa пeрeдaч, двуxступeнчaтaя рaздaтoчнaя с нeсиммeтричным мeжoсeвым диффeрeнциaлoм, гидрoусилитeль рулeвoгo мexaнизмa, дискoвыe шaрниры рaвныx углoвыx скoрoстeй, a тaкжe клaссичeскaя пoдвeскa и систeмa рeгулирoвaния дaвлeния вoздуxa в шинax. Прoизвoдным вaриaнтoм был сeдeльный тягaч 375С для буксирoвки пoлуприцeпoв пoлнoй мaссoй дo 18,5 тoнн.
Сeрийный aрмeйский «Урaл-375» нa пoлигoнныx испытaнияx. 1961 гoд (aрxив 21 НИИЦ)
Сeдeльный тягaч «Урaл-375С» с брeзeнтoвoй крышeй и нaгрузкoй нa сeдлo 7,5 тoнн (aрxив 21 НИИЦ)
С 1964-го выпускался базовый 180-сильный вариант Урал-375Д с новой цельнометаллической кабиной, двухсекционным лобовым окном и грузовой платформой с тентом и продольными скамьями для перевозки до 27 человек личного состава. Он применялся также для буксировки артиллерийских систем среднего калибра и прицепной техники, установки различных кузовов, надстроек, военного оснащения и вооружения.
Многоцелевой военный грузовик «Урал-375Д» массового производства. 1965 год (архив УралАЗ)
В состав специализированных версий входили шасси для фургонов, машины с валами отбора мощности и удлинённой рамой, грузовики для работы с прицепами и применения в жарких странах, а также различные седельные тягачи.
Тягач «Урал-375ДС» (375С-К1) для буксировки войсковых полуприцепов ОдАЗ-9325. 1974 год (архив 21 НИИЦ)
На военных испытаниях грузовик-тягач «Урал-375ДП» с прицепом МАЗ-5243. 1965 год (архив 21 НИИЦ)
Типовые кузова-фургоны на базе «Уралов»
В конце 50-х для «Урала-375» создали первый многоцелевой кузов-фургон КП-375 с плоскими скосами крыши и панелями из армированного пенопласта. С расширением работ по обитаемым кузовам был развернут выпуск герметизированных бескаркасных конструкций К-375 и каркасно-металлических КМ-375 с внутренним оснащением различного назначения.
Испытания шасси «Урал-375А» с кузовом КП-375 и системой жизнеобеспечения. 1962 год (архив 21 НИИЦ)
Автомобиль «Урал-375А» с бескаркасным 16-оконным обитаемым кузовом К-375. 1968 год
Для Народной армии ГДР на экспортных «Уралах» с наблюдательными люками в крыше кабины была создана собственная «индустрия» из двух заводов, выпускавших различные армейские фургоны LAK (Leicht Absetzbarer Koffer), выполненные в четырёх базовых вариантах и сорока исполнениях — от съёмных брезентовых тентов до цельнометаллических конструкций.
Облегчённый брезентовый кузов LAK-I производства ГДР на бортовой платформе «Урал-375Д»
Ремонтно-механическая мастерская в фургоне LAK-II (ГДР) на базе 375Д с передним краном. 1979 год
Радиотехнические средства связи и управления
Номенклатура радиотехнических средств связи разного уровня и дальности, радиорелейных и радиолокационных систем, станций оценки радиоэлектронной обстановки армейского и фронтового звена базировалась в основном на шасси «Урал-375А» с обитаемыми кузовами К-375 и КМ-375.
Радиоприёмная машина Р-454 «Крона» армейского и фронтового звена в тяжёлом кузове КМ-375
В войсках ПВО братских стран применялся советский малогабаритный радиолокационный комплекс серии РПК-1 для обнаружения летящих целей на расстоянии до 55 километров и наведения на них 57-мм зенитных пушек. В армии ГДР он базировался на «Уралах» с кузовами LAK.
Комплекс РПК-1 «Ваза» на шасси «Урал-357А» с кузовом LAK (ГДР) в польских частях ПВО
Наиболее прогрессивными в 60-70-е годы считались автономные автомобильные станции тропосферной (спутниковой) связи в исполнениях Р-410, Р-412, Р-420 и Р-440 и других с различной аппаратурой и видами антенн. Они базировались на одном или нескольких грузовиках с прицепными электростанциями, обеспечивавших прямую связь на расстоянии до 150 км и установку радиорелейных линий протяженностью до 560 км.
Армейская станция тропосферной радиорелейной связи Р-412А «Торф» в кузове К-375
Секретная автономная машина 1Л22 служила для опознавания, определения принадлежности и полётных сведений, обнаруженных радиолокаторами летательных аппаратов на расстоянии до четырёх километров, а также стационарных и подвижных сухопутных объектов.
Радиозапросчик 1Л22 «Пароль-4» в кузове КМ-375 для опознавания летательных аппаратов. 1975 год (фото К. Дунаева)
В начале 70-х на вооружение войск ПВО была принята особо точная радиолокационная станция П-18 для обнаружения воздушных объектов на средних и больших высотах. Она базировалась на двух автомобилях с радиоэлектронной аппаратурой и антенно-мачтовым устройством для одновременного обнаружения до 15 объектов на дальности до 260 км.
Машина с механизированным антенным блоком радиолокационного комплекса П-18 «Терек». 1971 год
Автомобили топливной службы
На шасси «Урал-375Б» с валами отбора мощности для привода одноступенчатых насосов базировались штатные заправочные автоцистерны АЦ-5-375 и АЦ-5,5-375 вместимостью 5,0-5,5 тысячи литров для перевозки, перекачивания и одновременного распределения топлива двум потребителям.
Заправочная автоцистерна АЦ-5,5-375 на шасси 375Б с задним пультом управления. 1975 год
На том же грузовике выпускался топливомаслозаправщик АТМЗ-4,5-375 со стальными ёмкостями на 4500 и 350 литров горючего и технических масел соответственно и двумя типами насосов. По имеющимся данным система подогрева жидкостей здесь не предусматривалась. В производстве находился также водоспиртозаправщик ВСЗ-375 для заправки самолётов подогретой водой, спиртом и водоспиртовыми смесями.
Войсковой топливомаслозаправщик АТМЗ-4,5-375 на «Урале-375Б». 1970 год
С конца 50-х выпускался специальный аэродромный топливозаправщик ТЗ-5-375 со стальной рамной цистерной на 5000 литров горючего. Первоначально он базировался на грузовике «Урал-375» с брезентовой кабиной, а в 1966-м на вооружение был принят «Урал-375Б» с собственным насосом подачей 600 литров в минуту.
Тяжёлый аэродромный топливозаправщик ТЗ-5-375 первого выпуска на шасси «Урал-375». 1962 год (архив 21 НИИЦ)
Автомобильная техника аэродромных служб
Наибольшее распространение в системах военных аэродромов получили электрические пусковые агрегаты АПА-4 и АПА-4Г мощностью 54 кВт для электростартерного запуска авиационных двигателей. Для облегчения работ на них монтировали соответственно одну или две поворотные решётчатые стрелы для прокладывания тяжёлых кабелей к летательным аппаратам.
Пусковой агрегат АПА-4Г на шасси «Урал-375Е» с двумя поворотными раздаточными стрелами
Агрегат АПА-5 мог работать в системах переменного одно- или трёхфазного тока кратковременной мощности 40 и 54 кВт. Он снабжался аккумуляторной батареей, трансформатором, выдвижной рамой со стрелами для укладки кабелей, а также сцепным устройством для буксировки самолетов.
Модернизированная машина аэродромного запуска АПА-5 в Народной армии ГДР. 1976 год
Машины войск химической защиты
В 60-е началось изготовление тепловой машины ТМС-65 для специальной обработки военной автотехники, участков местности и взлетно-посадочных дорожек путем образования мощного потока горячей аэрозольной смеси от турбореактивного двигателя, смонтированного на поворотной платформе шасси 375Д.
Тепловая машина ТМС-65 с авиационным поворотным реактивным мотором. 1966 год (фото А. Мельникова)
В 80-е на базе 375Е с удлиненной рамой выпускалась авторазливочная станция АРС-15 с увеличенной до 3200 литров вместимостью и насосом с титановыми деталями. Она служила для проведения полного комплекса дегазации, дезактивации и дезинфекции вооружения и военной техники, а подогрев воздуха и воды в цистерне позволял использовать станцию для санитарной обработки личного состава.
Многоцелевая авторазливочная станция АРС-15 на шасси «Урал-375Е». 1983 год
Эвакуационная и инженерная автотехника
В 60-е силами 38-го опытного завода был создан комплекс эвакуационных тягачей на «Урале-375Д» с механическими лебёдками и погрузочными кранами для подтягивания или буксировки поврежденной техники. По заказу Министерства обороны построили партию недорогих войсковых автокранов серии 9Т31 с двухсекционной стрелой и механическим приводом рабочих органов от коробки отбора мощности «Урала-375Б», входившие в состав ракетно-артиллерийских комплексов и систем ПВО.
Механический армейский автокран 9Т31 на шасси 375Б первого образца с открытой кабиной. 1963 год
Одновременно выпускался компактный автокран 8Т210 на базе 375Д с двойной телескопической стрелой, состоявшей из основной Г-образной секции и выдвижной прямой решётчатой, выносными опорами и электроприводом основных рабочих органов.
Стреловой 6,3-тонный автокран 8Т210 с электроприводом базовых узлов (фото К. Дунаева)
Боевая и транспортно-заряжающая техника
23 марта 1963 года на вооружение была принята одна из крупнейших советских систем залпового огня — 40-ствольная реактивная пусковая установка БМ-21 «Град» калибра 122,4 мм на доработанном шасси «Урал-375Д». Впервые она была представлена на юбилейном параде в Москве в честь 50-летия Октябрьской революции.
Система залпового огня БМ-21 «Град» в экспозиции Музея артиллерии в Санкт-Петербурге (фото автора)
Её артиллерийская часть была смонтирована на поворотном круге с направляющими из нержавеющей стали, подъёмными и поворотными механизмами. Наведение производилось вручную или при помощи электроприводов, запуск осуществлялся из кабины автомобиля или дистанционно из укрытия. Дальность поражения достигала 20 км, поражаемая площадь превышала тысячу квадратных метров.
Подготовка к пуску ракетной установки 9К51 комплекса «Град» на шасси «Урал-375Д». 1969 год
Применение седельных тягачей «Урал-375С» для буксировки системы ПР-41А зенитно-ракетного комплекса «Даль» являлось крайне редким. Более широко использовалась транспортно-заряжающая машина 2Т6 на базе 375Д с боковыми опорами для перевозки и установки одной ракеты гусеничного зенитно-ракетного комплекса «Круг» средней дальности.
Транспортно-заряжающая установка 2Т6 для доставки ракеты зенитного комплекса «Круг». 1964 год
Наконец, для подвоза боеприпасов к зенитно-ракетной установке «Оса» служил транспортный автопоезд 9Т33, состоявший из грузовика «Урал-375ДП» и специального двухосного прицепа, оборудованных трёхъярусными металлическими стеллажами.
Транспортная система 9Т33 со стеллажами для укладки 18 зенитных ракет системы «Оса»
До 1991 года грузовиков семейства «Урал-375» было выпущено 110 тысяч экземпляров.
На заглавной фотографии – известный полноприводный пятитонный военный грузовик «Урал-375Д» для перевозки грузов и личного состава.