Задолго до Fabia и Superb: малоизвестные прототипы Skoda – почему они не стали серийными

Втoрaя линeйкa мoдeлeй тaкжe дoлжнa былa сoстoять из мaшин с рaзными типaми кузoвa, oднaкo, исxoдя из бoлee кoмпaктныx гaбaритoв, пoд кaпoтoм дoлжны были oкaзaться мoтoры oбъeмoм 0,9-1,1 литрa. Тo eсть «сeмьсoт сoрoкoвaя», нeвзирaя нa бoлee «высoкую» цифру индeксa, дoлжнa былa тeoрeтичeски oкaзaться в нeглaснoй тaбeли o рaнгax примeрнo нa ступeньку нижe, чeм сoвeтский Мoсквич – нe будeм зaбывaть, чтo Жигулeй в тo врeмя eщe нe былo, a вмeстo итaльянскoгo Fiat-124 aнaлoгoм «младшего» прототипа Skoda можно было считать восточнонемецкий Wartburg 353, в то время как 720-я соответствовала классу и амбициям того самого экспериментального Москвича 3-5-6, о котором мы вспоминали в начале этой статьи.

Появившаяся в 1966-м Skoda 720 выглядела свежо, современно и смело, чем-то неуловимо напоминая одновременно и шведские автомобили Volvo, и Саабы тех лет.

Cерийный SAAB или наш экспериментальный Москвич? Ни то, ни другое – опытная Skoda 720!

1 / 3

Cерийный SAAB или наш экспериментальный Москвич? Ни то, ни другое – опытная Skoda 720!

2 / 3

Cерийный SAAB или наш экспериментальный Москвич? Ни то, ни другое – опытная Skoda 720!

3 / 3

Удивительным был один из вариантов кузова – хэтчбек, ведь в ту пору миру только-только явился пятидверный Renault 16, а в СССР заканчивали разработку ИЖ-2125 Комби с кузовом лифтбэк.

Современные формы и модный кузов: хэтчбек если и не опережал своё время, то полностью соответствовал ему без скидок на социалистическое происхождение прототипа

Серийный Renault 16 имел лишь одно веское преимущество – его можно было спокойно купить в автосалоне

1 / 3

Серийный Renault 16 имел лишь одно веское преимущество – его можно было спокойно купить в автосалоне

2 / 3

Серийный Renault 16 имел лишь одно веское преимущество – его можно было спокойно купить в автосалоне

3 / 3

По габаритам при длине кузова 4,4 м Skoda 720 была сравнима с полноценными представителями сегмента D и её можно считать аналогом советского «сорок первого» Москвича, а точнее, французской Simca 1307/3108. То есть, «социалистический» проект ни визуально, ни по потребительским свойствам не слишком уступал реальным западным машинам вроде Volkswagen Passat первого поколения, появившимся в следующем десятилетии.

Volkswagen Passat первого поколения появился шестью годами позже. И это – очень много. Увы, в самой Чехии к тому времени проект своих больших Шкод уже закрыли

1 / 4

Volkswagen Passat первого поколения появился шестью годами позже. И это – очень много. Увы, в самой Чехии к тому времени проект своих больших Шкод уже закрыли

2 / 4

Volkswagen Passat первого поколения появился шестью годами позже. И это – очень много. Увы, в самой Чехии к тому времени проект своих больших Шкод уже закрыли

3 / 4

Volkswagen Passat первого поколения появился шестью годами позже. И это – очень много. Увы, в самой Чехии к тому времени проект своих больших Шкод уже закрыли

4 / 4

Французская «Симка» – это тот самый «Москвич здорового человека», который можно сравнить с прототипами «большой Skoda»

Ходовой прототип пятидверки оснастили довольно мощным полуторалитровым мотором, развивавшим 93 л.с., благодаря чему до первой сотни машине требовалось всего 16 секунд (показатель советского «зубила»), а набор скорости прекращался на цифре 150 км/ч. Так быстро в соцлагере в те времена ездили единичные автомобили, особенно относительно доступные.

Многообещающая подкапотка прототипов так и не стала серийной

Годом позже к двухобъемному кузову добавили несколько седанов с разными моторами (от 1,25 до 1,5 л), а также купе с посадочной формулой 2+2, получившее еще более мощный мотор (98 л.с.). Добиться прибавки мощности удалось за счет иных карбюратора, впускного коллектора и поршневой группы.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Итальянский след​

Несмотря на то, что прототипы выглядели очень современно, чиновники дали не слишком лестную оценку опытным образцам, особенно критикуя внешность «концептов». Именно поэтому чехи решили попросить помощи у… самого маэстро Джуджаро, на которого удалось выйти «окольными путями». Правда, Джорджетто в то время еще был лишь молодым и подающим надежды дизайнером, только-только открывшим в Турине собственное кузовное ателье ItalDesign. Итогом переговоров с итальянцем стали эскизы, которые Джуджаро отправил в Млада Болеслав уже в 1969-м. Дизайн от известного в Европе, пусть и начинающего свой знаменитый путь итальянского дизайнера мог стать для чешской машины настоящим «счастливым билетом» для того, чтобы стать полноправным и успешным участником пресыщенного западноевропейского рынка; для чешских дизайнеров и конструкторов такой ход вдобавок сулил доступ к современным материалам и технологиям.

В духе времени: сравните концепты Skoda 720 и…

1 / 5

В духе времени: сравните концепты Skoda 720 и…

2 / 5

В духе времени: сравните концепты Skoda 720 и…

3 / 5

В духе времени: сравните концепты Skoda 720 и…

4 / 5

В духе времени: сравните концепты Skoda 720 и…

5 / 5

…серийный седан Volkswagen K70!​

За три года было создано несколько ходовых прототипов, на которых отрабатывались и современные технические решения вроде дисковых тормозов всех колёс, а также автоматической трансмиссии и даже… системы впрыска топлива! Сумма контракта с ItalDesign составила 40 миллионов чехословацких крон, а первую партию из пяти тысяч автомобилей семейства 720 планировалось изготовить уже в 1973 году.

Компактный прототип с индексом 740 также получил пятидверный кузов хэтчбек, а внешне машина отдалённо напоминала более позднюю Alfa Romeo Alfasud, хотя прямых заимствований у итальянцев не было, а над её дизайном потрудился чех по имени Йозеф с «говорящей» фамилией Чех

Чешская 740-я 1971 года с внешностью от Йозефа Чеха также практически опередила своё время, если…

1 / 4

Чешская 740-я 1971 года с внешностью от Йозефа Чеха также практически опередила своё время, если…

2 / 4

Чешская 740-я 1971 года с внешностью от Йозефа Чеха также практически опередила своё время, если…

3 / 4

Чешская 740-я 1971 года с внешностью от Йозефа Чеха также практически опередила своё время, если…

4 / 4

…взглянуть на итальянскую модель Alfasud, появившуюся годом позже​

Что-то пошло не так

Многие автомобильные историки склоняются к версии, что большим и малым амбициям Шкоды тех лет помешала «Пражская весна», за которой последовало «затягивание гаек» как внутри ЧССР, так и по отношению к этой стране со стороны хозяев соцлагеря. Ведь в погоне за иностранной валютой СССР не только производил и экспортировал собственные Москвичи, Волги и Запорожцы, но и «русифицировал» итальянский седан, а выход на рынки новых переднемоторных Шкод мог больно ударить по всем автозаводам стран Совета Экономической Взаимопомощи.

  Была, впрочем, и более прозаическая причина: перспективные модели двух принципиально новых семейств не были унифицированы, а для их производства требовалось полная модернизация действующего оборудования. Государство же на тот момент не заложило в бюджет финансирование, которое бы позволило проектам 720/740 продвинуться дальше ходовых макетов. Вдобавок как раз в 1969 году унитарное государство ЧССР было переформатировано в федерацию, состоявшую из двух равноправных республик – Чехии и Словакии. При этом в Братиславе решили создать собственный автомобильный завод BAZ, о котором мы вспоминали не так давно. И подобный отток и без того скудных инвестиций в чешский автопром конца шестидесятых стал окончательным гвоздем, забитым в гроб этого двойного проекта, все работы над которым были прекращены уже в 1972 году. Не будем забывать, что в это время на внешние рынки как раз вышел АвтоВАЗ со своей «единичкой»,   ну а для Skoda наступил настоящий период застоя, продлившийся вплоть до выхода модели Favorit. Но это совершенно другая история, о которой мы уже как-то подробно рассказывали.

Опрос

Как вам прототипы Skoda 720/740?

Голосовать

Ваш голос

Всего голосов:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.